Текстовая версия выпуска
В.Филатов: Здравствуйте. Вы слушаете 35 выпуск подкаста «Время новостей». У микрофона, как всегда мы, Влад Филатов…
С.Болисов: и Сергей Болисов. Этим выпуском мы продолжаем небольшой цикл интервью с видными деятелями медиа-сообщества Рунета. Сегодня у нас в гостях главный редактор сайта GameGuru Максим Фомичев. Привет, Максим.
М.Фомичев: Привет, ребята. Очень приятно сегодня с вами здесь быть.
В.Филатов: Здравствуй, Максим. Представься нашим слушателям поподробнее и расскажи о себе.
М.Фомичев: Как уже сказали, меня зовут Максим Фомичев. Я главный редактор портала GameGuru.ru. В индустрии я уже 7 лет с 2003 года, практически с основания портала GameGuru.ru. Что вам еще о себе рассказать?
С.Болисов: Например, расскажите, каково ваше образование. Нашим слушателям зачастую интересен этот вопрос.
М.Фомичев: Образование у меня очень замечательное, особенно для журналиста. По образованию я психолог.
С.Болисов: Так часто бывает, что образование не относится никаким образом к работе.
М.Фомичев: К сожалению или к счастью, в игровой журналистике количество профессиональных журналистов весьма мало. Я знаю человек 5 из всей индустрии, у кого действительно образование журфака.
С.Болисов: Понятно. Давайте теперь перейдем к основным вопросам. Как вы стали работать над проектом GameGuru? Что-то предшествовало этому? Какие были предыдущие проекты?
М.Фомичев: Была замечательная история: я был маленьким наивным школьником, в 2003 году сидел в каком-то чате и кликнул по баннеру, попал на любительский сайт, почитал статейки, пришел на форум, начал говорить, что всё неправильно, что надо делать так, так и так, на что системный администратор, который затем стал генеральным директором корпорации, то есть моим нынешним руководителем, сказал, что, раз ты такой умный, бери и делай сам. Я взял и начал делать. С тех пор, сижу.
С.Болисов: Замечательно. Достаточно редкая для индустрии специфика начала работы. Расскажите основную идею и направленность GameGuru.ru. Какие принципы он воплощает в жизнь для пользователей?
М.Фомичев: Сама идея GameGuru.ru – медиа-канал, информационный ресурс. У нас есть лента новостей, лента статей по 5 платформам: PC, xbox 360, PS3, Wii и PSP. Также у нас есть раздел по флешкам и онлайн-играм. Основная идея в том, чтобы своевременно и качественно снабжать пользователей самой последней и достоверной информацией по всем выходящим играм и давать качественный оперативный обзор.
С.Болисов: Конкретно Ваша обязанность в чем заключается? Какие функции выполняете Вы?
М.Фомичев: Помимо непосредственно менеджерских функций, то есть руководства коллективом, удаленными авторами, редакцией, я выполняю функции пиар-менеджера, то есть связи с общественностью в лице издателей и разработчиков игр. Также я выполняю какие-то бизнес-функции, что малоинтересно.
С.Болисов: Сколько авторов на проекте, которые работаю постоянно и удаленно?
М.Фомичев: Постоянных авторов в данный момент 3. В запасе порядка 18 человек, не включая редакцию из одного редактора.
С.Болисов: Как распределяются роли в команде? Как происходит ваше сотрудничество внутри коллектива? Может, есть какая-то система управления проектами?
М.Фомичев: С авторами или с редакцией?
С.Болисов: И с авторами и с редакцией.
М.Фомичев: С редакцией всё просто, потому что есть люди, которые ответственны за свои участки. Есть контент-менеджер, который отвечает за выкладку новых скриншотов, видео, файлов и прочее; есть люди, которые занимаются базой игр, у которых свой отдельный сегмент, и есть новостники. Правда, новостники совмещают функции с контент-менеджером. У нас есть авторы, выдача задачи которым – больной вопрос, потому что все хотят хитовые игры, и никто не хочет писать про трешы. Но, так как деньги нужны всем, то они не брезгуют и этим (смеется). С редактором Марией Руновой всё гораздо проще, потому что то, что я говорю, то она и делает. Мы и новости пишем, и редактируем их, на различные мероприятия ездим, репортажи.
С.Болисов: Давайте двинемся дальше. Как вы напрямую работаете с разработчиками? Вы упомянули, что у вас есть с ними связи, интересны связи по зарубежным разработчикам. Есть ли тандем или костяк, с которым вам очень нравится работать?
М.Фомичев: С зарубежными компаниями ситуация на российском рынке очень сложная, потому что наши российские издатели, которые ведут проекты западных издателей, очень бережно относятся к создателям продуктов. С западными компаниями мы зачастую работаем через отечественных издателей, то есть 1С, Акелла, Новый диск, Бука за редким исключением. Есть пара компаний Vigil games и некоторые другие, с которыми удается работать напрямую. Опять же нас вели не обстоятельства, а отечественные издания или представительства изданий.
С.Болисов: Как именно происходит взаимодействие с российскими издателями, разработчиками? Проводятся какие-то совместные акции или конкурсы?
М.Фомичев: Акции и конкурсы с разработчиками не проводятся, потому что задача разработчика – сделать игру и отдать ее издателю. С издателями, конечно, проводятся регулярные акции. Раз в месяц у нас что-то появляется. Мы становимся спонсорами различных вещей, типа скидочных акций. Отечественным издателям сейчас помогают организовывать интервью как с западными разработчиками по конкретным игрушкам, так и с отечественными, с которыми всё проще. Всегда можно сесть на машину или в поезд, приехать в офис, посидеть за кружкой чая и пообщаться более тесно.
С.Болисов: Внезапно у меня возник вопрос. Лично я не в курсе, может, Влад и в курсе, у вас офис или помещение где находится? В Москве?
М.Фомичев: Да, мы московская контора.
С.Болисов: Опять же еще один внезапный вопрос. Мне стало интересно, каким образом вы нанимаете новых людей на работу? Какой, с Вашей точки зрения, самый удобный способ поиска и найма сотрудников?
М.Фомичев: Троих основных ребят я нашел на фрилансе за 3 дня, хотя существует некий миф о том, что таких москвичей практически нет. Они есть, они хорошие и умные. Чаще всего люди пишут на почту. Через нее они пишут мне с фразами типа «хочу работать», дальше мы с ними общаемся и выясняем, подходит нам человек или нет. Целенаправленно мы людей не ищем, кадров у нас хватает.
С.Болисов: В принципе это правильный подход, особенно для веб-проекта. Я ни для кого не открою секрет, что проект GameGuru является одним из самых посещаемых и популярных сайтов по игровой тематике в Рунете. Что сейчас привлекает публику больше всего: новостные ленты, видео-материалы или можно это выделить по платформам или жанрам?
М.Фомичев: Очень много людей читает новости. Наблюдается парадокс: есть платформа PS3, которая считается не самой популярной в России, но одновременно с этим, это самые читаемые новости. В принципе читают всё, много людей смотрят базу, читают статьи, новости, пользуются различными кодами, подсказками, скачивают файлы. Достаточно большой популярностью пользуется раздел видео, где мы публикуем различные трейлеры и прочие видеозаписи новых игр.
С.Болисов: Последнее время есть тенденция обсуждения вопроса, какой вид контента ожидает наиболее сильный рост в ближайшее время. Кто-то приводит в пример аудиоконтент или видеоконтент. Что нравится Вам? Что, как Вам кажется, подойдет слушателям или читателям?
М.Фомичев: Очень свойственный вопрос. Мое личное предпочтение остается за текстом, потому что именно в тексте можно целиком выразить всю красоту русской речи. Наговаривать языком 15 минут текста утомительно для слушателя и тяжело для создателя, а написать 6 тысяч знаков за вечерок вполне приятно. Относительно форматов, популярных у пользователей, скажу, что видео-обзоры смотрят гораздо больше, чем читают. Кого-то это удручает, кого-то это, наоборот, радует, потому что есть ресурсы, заточенные именно под видео. Мы на GameGuru стараемся совмещать и то и то, то есть давать глубокие текстовые материалы и легкие для просмотра видео-обзоры. Аудио – тропа абсолютно неразведанная для нас. Может, вы что-то можете подсказать по этой теме?
С.Болисов: Все знают, что мы с Владом радеем именно за аудио-формат вещания. Нам кажется, что это довольно перспективная область.
В.Филатов: Возможно, даже не начитка, а именно живое обсуждение каких-то новостей. Может, обсуждение выхода какой-то игры между двумя авторами или между пользователями.
М.Фомичев: Вариант, конечно, неплохой. В реальном времени столько мата, который присутствует в игровой индустрии в общении между авторами, не запикать (смеется).
С.Болисов: С этим я полностью согласен. Скорее всего, для игровой индустрии это будет черной дырой.
М.Фомичев: Зато весело.
С.Болисов: Может быть. Один из наших слушателей интересовался о разделе «Сайты игр», в которых есть странички таких легендарных игр, как Doom, GTA. Может, вы как-то раскроете эту тему? Являются ли они самостоятельными проектами или вы напрямую ведете работу над ними?
М.Фомичев: Сайты игр, на самом деле, весьма печальная страница нашего прошлого, потому что все эти проекты начинались как инициативы пользователей, которые их какое-то время вели и даже ведут сейчас, но большинство их потом забросили. Так как особой посещаемости и прибыли с этих сайтов нет, нанимать людей на них мы не стали. К сожалению, в ближайшее время всё это закроется. В чем был вопрос?
С.Болисов: В том, что конкретно сейчас работа над ними уже не ведется. Я правильно понимаю?
М.Фомичев: Да, практически не ведется, кроме онлайн-Гуру, волф Гуру и, если я не ошибаюсь, GTA Гуру. Все остальные сайты, к сожалению, заглохли, что очень обидно, но ничего не поделать.
С.Болисов: Сейчас на различных игровых и других развлекательных и новостных сайтах есть распространенная практика взаимодействия рекламодателей с пользователями посредством каких-то акций, под которые выделяется целый поддомен или страница сайта. Например, на mobile review стало модно встраивать игры для пользователей с ценными призами. Это довольно интересно, многие согласятся. На вашем портале есть подобные новшества в рекламе и взаимодействии между пользователями и рекламодателями, которые до вас никто не применял или применял крайне редко?
М.Фомичев: Сложный вопрос, на самом деле, я не совсем в курсе рекламных дел. Создание отдельной страницы под какой-то рекламный проект – весьма распространенная вещь. Это бывает и у нас. Не так давно у нас была отдельная страничка по конкурсу «принцип prs» по фильму. Мы сделали отдельную страницу с конкурсом и его условиями. Это было очень интересно. Касательно новых форматов мы стремимся создавать что-то красивое и интересное, но это чаще сводится не к выдумыванию новых способов размещения, мы просто креативно подходим к некоторым стандартным точкам. В ближайшее время у нас будет сделана замечательная связка из баннеров правой части сайта и полноэкранного screena, который будет вести непосредственно на целевую страницу, что будет достаточно красиво.
С.Болисов: Хорошо. Как лично Вы рассматриваете платформу от компании Apple под MAC ОС. Можно затронуть и iОС. Это iPod, iPhone, iPod touch. Мы же ведем еще подкаст Apple Mania. Наши слушатели в любом случае пересекаются. Наверняка, им будет интересно услышать мнение крупного деятеля интернет-индустрии.
М.Фомичев: Честно говоря, я не вижу смысла разделять платформы PC и Mac, потому что игрушки-то одни и те же. Насколько я знаю, ни одного Mac-эксклюзива еще не было так же, как и Linux-эксклюзива. Платформа i сейчас набирает популярность. По этой причине мы делаем ежемесячные подборки 8-10 игр за месяц, даем их небольшой обзор. iPod и iPhone – довольно интересные платформы. Я недавно обзавелся iPod, некоторые игрушки меня просто потрясают. В толщине 5 мм умещается графика 1 PS, что заставляет перевернуть мир.
С.Болисов: Понятно. Нас слушает какая-то часть технической аудитории. Я не знаю, в курсе ли вы того, что сейчас модное направление в размещении каких-либо ресурсов – облако, то есть на каких-то других серверах. С технической точки зрения, как работает ваш портал? Вы снимаете в Datacenter какие-то сервера?
В.Филатов: Может, вы используете какие-то открытые платформы, типа Yoytube.com?
М.Фомичев: Нет, с технической точки зрения реализация проекта пошла по старинке. У нас есть сервера в Datacenter. Все видео и файлы хостятся либо у нас, либо, если они очень большие (несколько гигабайт), мы даем прямую ссылку на скачивание контента. Рядовые пользователи практически не видят разницы в скачке.
С.Болисов: Понятно. У работников в вашем издании есть рабочие компьютеры. В связи с ростом популярности платформы Apple для таких креативных дел, скажите, используются ли компьютеры Apple в вашей компании?
М.Фомичев: Честно говоря, нет. Только iPhone, iPod и прочая мелкая продукция Apple.
С.Болисов: Лично вы используете какую-то технику Apple, кроме iPod?
М.Фомичев: К сожалению или счастью, я 3 года отработал на киностудии с Mac. C тех пор я их немного недолюбливаю, да простят меня ваши слушатели.
С.Болисов: Почему?
М.Фомичев: На мой взгляд, они неудобные. Винда мне проще, понятнее и роднее. Возможно, это в силу привычки.
С.Болисов: Постепенно будем закругляться. Обратитесь к нашим слушателям, вашим читателям, потенциально новым читателям с каким-то пожеланием.
М.Фомичев: Пожелать я хочу того, чтобы в этой стране наконец-то начал развиваться сегмент консолей, потому что всё очень печально с пиратством. Яркий пример – Starcraft 2, который вышел вчера, а сегодня к нему появилась таблетка. Играйте, друзья! Отбросьте предубеждения о том, что игры для детей. Давайте наконец-то создавать цивилизованное европейское общество, где 30-40-летние люди играют со своими детьми в игры. Давайте играть вместе!
С.Болисов: Мы согласны! Напоминаю нашим слушателям, что у нас в гостях был главный редактор портала GameGuru.ru, Максим Фомичев. Мы прощаемся с вами до следующей недели. Вели выпуск мы, Сергей Болисов…
В.Филатов: И Влад Филатов. До следующего выпуска.
С.Болисов: Всего доброго.